Городское поселение Молочный

официальный сайт

A-A
12.11.21

  1. 1.     Прокурор информирует о взыскание задолженности за предоставленные коммунальные услуги.

         В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

         Задолженность по коммунальным платежам с физических лиц может быть взыскана в судебном порядке путем обращения в суд общей юрисдикции в рамках приказного или искового производства.

         Также законом урегулирована возможность реструктуризации задолженности должника перед кредитором путем заключения соглашения о предоставлении отсрочки или рассрочки платежей. Например, жилец может заключить соглашение с поставщиком и оплатить сначала пеню или часть основного долга.

         В порядке приказного производства задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с гражданина в случае, если ее размер не превышает 500 000 рублей.

         В соответствии с ч. 1 ст. 121, ст. 122 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания задолженности кредитор должен обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

         В случае, если размер задолженности по оплате коммунальных услуг превышает 500 000 рублей, либо если при рассмотрении спора в рамках приказного производства от должника поступили возражения относительно судебного приказа, необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

         На любой стадии рассмотрения дела спор между должником и кредитором можно урегулировать, заключив мировое соглашение.  Документ должен регламентировать порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия кредитора мировым соглашением может быть уменьшен размер пени или увеличен срок уплаты задолженности. В случае заключения такого соглашения, суд выносит определение о прекращении производства по делу.

  1. 2.     Прокурор разъясняет когда собственник жилья обязан предоставить доступ в жилое помещение представителям управляющей компании.

         Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила)

         В соответствии с пп. "б", "в", "г" п. 32 Правил  исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги или управляющая компания) имеет право:

         – требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время;

         – требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя;

         – осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.

В соответствии с пп. "ж" п. 33 Правил потребитель вправе требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ).

         Учитывая положения ст. ст. 184, 185 ГК РФ, представитель управляющей компании может иметь при себе доверенность, которую по просьбе собственника жилого помещения должен предъявить.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

         Подпунктами "е", "ж" п. 34 Правил предусмотрена обязанность потребителя:

         – допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время;

         – допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в п. 85 Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

         Положениями п. 85 Правил установлено следующее.

         Исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки, указанной в п. 82 Правил, способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

         Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

         Исполнитель обязан провести проверку в указанные в пп. "а" п. 85 Правил дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с пп. "б" п. 85 Правил – в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном Правилами.

         Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном пп. "б" п. 85 Правил сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

         Таким образом, собственник жилья обязан предоставить доступ в жилое помещение представителям управляющей компании.

  1. 3.     Прокурор разъясняет кто должен приобретать новый прибор учета электроэнергии.

         С 1 июля 2020 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2020 г. № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии». Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии.

         Важнейшим изменением является перенос ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании, это значит, что с 1 июля 2020 года именно они будут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, а также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и проверку приборов учета. За потребителем остается лишь обязанность списывать и передавать показания, а также обеспечивать его сохранность в случае, если прибор учета установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или в частном доме).

Таким образом, с 1 июля 2020 года потребителю не нужно покупать новый прибор учета в случае, если старый вышел из строя, у него закончился срок проверки или потребитель впервые устанавливает счетчик в квартире или доме, затраты, которые ранее несли потребители, с 1 июля 2020 года несут гарантирующие поставщики и сетевые организации.

  1. 4.     Прокурор информирует о праве собственника на возврат средств капитального ремонта.

         Жилищное законодательство предусматривает возможность возврата средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме в случае его исключения из региональной программы капитального ремонта. К основаниям исключения дома из программы относится признание его аварийным и подлежащим сносу, установление наличия физического износа основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) дома свыше 70 процентов; принятие решения о сносе или реконструкции многоквартирного дома. При признании дома аварийным собственникам предлагается самостоятельно произвести его снос – указанные работы также могут быть произведены за счет накопленных по многоквартирному дому средств капитального ремонта. В том же случае, если снос дома собственниками не произведен органами государственной власти либо органами местного самоуправления принимается решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, расположенного под домом, и всех жилых помещений в таком доме. Во всех перечисленных случаях накопленные суммы взносов на капитальный ремонт подлежат возврату собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме пропорционально размеру взносов, уплаченных ими и предшествующими собственниками соответствующих помещений. Возвращению подлежит сумма взносов, накопленная по многоквартирному дому с момента начала взимания платы за капитальный ремонт (с 1 января 2014 года) до исключения многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта и прекращения начисления соответствующих взносов. Из подлежащей возврату суммы исключаются средства, ранее израсходованные на проведение капитального ремонта общего имущества в этом доме, и средства, израсходованные на выполнение работ по сносу дома (в случае принятия собственниками решения о сносе дома за счет средств капитального ремонта).

         Для получения указанных средств необходимо направить в Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Мурманской области либо владельцу специального счета (в зависимости от выбранного способа формирования фонда капитального ремонта в доме) соответствующее заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который подлежат перечислению денежные средства, и приложением документов, удостоверяющих личность и право собственности на помещение в доме на момент его исключения из региональной программы. Также к заявлению следует приложить справку об остатках средств фонда по вашему дому, полученную у регионального оператора или владельца специального счета дома. Подача соответствующего заявления с приложением необходимых документов является обязательным условием для возврата средств капитального ремонта. Выплата средств производится в течение 20 дней после получения указанных документов региональным оператором или владельцем специального счета.

  1. 5.     Прокурор разъясняет о предоставлении коммунальных услуг собственникам жилья в случае наличия задолженности.

         Напомню, что с 06.04.2020 и до 1 января 2021 г. не применяются положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение. На это указывает п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

         До 1 января 2021 года приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных или внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

         Таким образом, применение и начисление в вышеуказанный период санкций является неправомерным.

         Кроме того, как следует из раздела II (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 г. (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона № 98-ФЗ, пунктов 3 – 5 постановления № 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.

         Таким образом, у исполнителей жилищно-коммунальных услуг отсутствует право требования уплаты пеней с потребителей после 01.01.2021 за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, учету подлежат дни просрочки, которые наступят после завершения моратория.

  1. 6.     Прокурор информирует об ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами.

         Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления).

         Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципального образования.

         Организация несанкционированных свалок отходов запрещена и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также на здоровье населения.

         Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В частности, административная ответственность предусмотрена статьями 6.35, 8.2, 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления; несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления; несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства) – с максимальной штрафной санкцией до 1 млн. рублей, а также с приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

         Помимо административной может быть применена уголовная ответственность, если незаконному захоронению подвергли опасные вещества и отходы, а в результате причинен существенный вред здоровью человека, либо по неосторожности повлекло смерть человека, либо массовое заболевание людей (ст. 247 Уголовного кодекса РФ). В таком случае наказание может быть до 8 лет лишения свободы.

         Раскрытие информации управляющими организациями.

         Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

         Согласно требованиям Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, обязаны размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности по управлению многоквартирными домами. 

         Адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является сайт www.dom.gosuslugi.ru.

         Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 №74/114/пр.

         Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, указанную в статьях 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

         За неисполнение в установленные сроки управляющими организациями обязанности по размещению предусмотренной законом информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена административная ответственность для должностных лиц по части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

         В случае повторного неисполнения обязанности по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена административная ответственность для должностных лиц по части 3 статьи 13.19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 15 до 20 тыс. рублей.

  1. 7.     Прокурор информирует о сроках, в которые нужно провести годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах продлены.

         В Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в 2020 г. годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья, предусмотренные ст.ст. 45 и 146 Жилищного кодекса РФ, будут проводится в срок до 1 января 2021 г. Таковы требования Федерального закона от 25.05.2020 № 156-ФЗ.

         Таким образом, до указанной даты не применяется общее правило Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому собрание проводится в течение II квартала года, следующего за отчетным. Аналогичным образом продлен срок проведения годового общего собрания членов ТСЖ.

         Кроме того, если по уставу, например, жилищного кооператива годовое общее собрание его членов нужно провести не позднее II квартала года, следующего за отчетным, такое собрание проводится до 1 января 2021 г.

 

  1. 8.     Прокурор разъясняет требования жилищного законодательства при выселении граждан из жилых помещений.

         Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:

В соответствии со ст. 84 Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ) выселение граждан, предоставленных по договорам социального найма производится:

         1)  с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. В данном случае имеется ввиду предоставление благоустроенного жилья применительно к уровню  обеспеченности граждан  коммунальными услугами.

         2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма. Применительно к данному пункту выселение  с предоставлением  других жилых помещений по договорам социального найма означает, что предоставляемые  жилые помещения по договорам социального найма могут быть и неблагоустроенными, но должны соответствовать санитарно-техническим требованиям.

         3) без предоставления других жилых помещений.

         9. Прокурор информирует в каких случаях гражданам при выселении предоставляется другое жилое помещении? Каким оно должно быть?

         Статьей 85 Жилищного Кодекса РФ   предусмотрено выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

         1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

         2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

         3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

         4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

         5)  жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

         Указанные правила установлены в императивных нормах и их выполнение является юридической обязанностью наймодателя.  Выселение граждан может производиться только в судебном порядке. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

         В основе расторжения договора социального найма заложены принципы жилищного законодательства о соблюдении гарантий жилищных прав граждан, а именно недопустимость произвольного лишения  права на жилье, условия проживания нанимателя и членов его семьи не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. 

          В соответствии со ст. 86 ЖК РФ при выселении граждан в связи с со сносом дома    обязанность по предоставлению другого жилого помещения возлагается на  орган, который принял решение о сносе дома.

         В силу ст. 87 ЖК РФ при выселении граждан в связи с переводом занимаемого жилого помещения в нежилое или признания его  непригодным для проживания обязанность предоставить гражданам другое благоустроенное жилое помещение возлагается на наймодателя по договору социального найма того жилого помещения, в котором они проживали до выселения.

10  . Прокурор информирует в каких случаях граждане временно выселяются из занимаемых жилых помещений?

         Статьей 88 ЖК РФ  определен порядок предоставления другого жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома.

         В данном случае наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

         Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 88 ЖК РФ наймодатель взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда с согласия  нанимателя и членов его семьи может предоставить в пользование другое жилое помещение с заключением договора социального найма.

         11. Прокурор информирует каким должно быть предоставляемое жилое помещение?

         Следует отметить, что при выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ,  предоставление  жилого помещения  по договору социального найма  носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними,  в связи с чем  применяются требования ст. 89 ЖК РФ, предусматривающей критерии "благоустроенности" жилого помещения, находящегося в границах соответствующего населенного пункта. Существенным является  выполнение требований закона о предоставлении равнозначного по общей площади жилого помещения, в связи с чем предоставляемое жилое помещение не может быть меньше ранее занимаемого по площади и по количеству комнат.  При этом граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

         12. Прокурор информирует какое жилое помещение предоставляется при выселении в связи с невнесением нанимателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

         Особым образом законодатель предусматривает возможность расторжения договора социального найма в судебном порядке с выселением  нанимателя и проживающих с ним членов семьи при невнесении нанимателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (ст. 90 ЖК РФ). Нанимателю и членам его семьи  должно быть предоставлено по договору социального найма в черте того же населенного пункта в домах государственного или муниципального жилищного фонда другое жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, а именно из расчета не менее 6 кв.м.  жилой площади на одного человека.  В данном случае предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования.

         В соответствии с п. 38 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой  ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.

         Прокурор по данной категории дел вступает в процесс для дачи заключения в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и обладает правом обжалования судебных постановлений   в установленном законом порядке.

         13. Прокурор разъясняет порядок оплаты коммунальных услуг при временном отсутствии гражданина по месту жительства.

         В соответствии с п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми определен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

         Согласно п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

         Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в силу п. 91 Правил осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

         На основании п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

         В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

 

  1. 1.     Прокурор разъясняет новое в законодательстве об​ особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии

 

​          С 20.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции».

         Положения данного Закона распространяются на должников – юридических лиц, должников – индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (за исключением должников, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников – физических лиц).

         Закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением отдельных случаев.

          В частности, предусмотрено, что в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.

         Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники – юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

  1. 2.     Прокурор разъясняет изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» .

         В соответствии с принятыми поправками, с 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера.

         Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинён вред различной степени тяжести.

         Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчётных документах будет устанавливать Банк России.

         Кроме того, закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него денежных средств, на которые  не может быть обращено взыскание. Установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания.

         Предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путём их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчётном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

         3. Прокуратура разъясняет: В рамках мер по противодействию распространения инфекции коронавируса внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях

         В рамках мер по противодействию распространения инфекции коронавируса 31.03.2020 Федеральным Собранием Российской Федерации принят комплекс законов о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

         Новыми нормами, призванными обеспечить соблюдение правил карантина, дополнена статья 6.3 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание за нарушение санитарных и гигиенических правил, выразившихся как в действии, так и в бездействии, но совершенное в период режима чрезвычайной ситуации, когда существует опасность для окружающих. К режиму чрезвычайной ситуации приравнивается и карантин, то есть, период введения ограничительных мер. Этой же нормой предусмотрено наказание за невыполнение предписаний (постановлений) органов санитарно-эпидемиологического надзора.

             Совершение перечисленных деяний влекут наложение штрафа от 15 тыс. до 40 тыс. рублей для граждан, от 50 тыс. до 150 тыс. рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, от 200 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
              Кроме того, в качестве наказания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрено приостановление их деятельности до 90 суток. Если указанные деяния повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно-наказуемого деяния, граждане будут наказываться штрафом в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, должностные лица – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет, индивидуальные предприниматели и юридические лица – штрафом от 500 тыс. до 1 млн. рублей или приостановлением деятельности до 90 суток.
              Протоколы о перечисленных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора и органов внутренних дел, рассматривать такие дела уполномочен суд.
              Кроме того, статья 13.15. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена нормами об ответственности юридических лиц за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. За совершение таких действий предусмотрен штраф от 1,5 млн. до 3 млн. рублей.
Если распространение недостоверной информации повлекло смерть, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит от 3 млн. до 5 млн. рублей. Перечисленные, а также иные изменения федерального законодательства, предусматривающие меры по противодействию распространения инфекции коронавируса.

         4. Прокуратура разъясняет:

         Согласно статье 67 федерального закона «Об исполнительном производстве» Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе следующих требований:

         1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;

         2) требований неимущественного характера (обязанность должника совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, не связанных с передачей денежных сумм или иного имущества. Например: требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения; требования о выселении; требования о вселении взыскателя);

         3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30000 рублей и более. Наличие информации в базе ФССП России свидетельствует о возбужденном исполнительном производстве, в рамках которого может быть вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации. Уточнить информацию о наличии ограничения права на выезд из Российской Федерации можно на интернет-ресурсе ФССП России (fssprus.ru).

         Стоит заблаговременно решить вопрос об отмене ограничения на выезд, поскольку поручение об отмене действующего запрета не поступает одновременно с оплатой задолженности.

         5. Прокурор Кольского района информирует о случаях изменения условий муниципального контракта.

         По общему правилу изменять условия контракта при его заключении и исполнении недопустимо (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, установленные в статьях 34 и 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

         Действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ расширен перечень случаев, когда допускается по соглашению сторон изменять существенные условия государственных и муниципальных контрактов при их исполнении.

         Так, в 2020 году по соглашению сторон возможно изменить контракт, если в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в случаях, которые устанавливает Правительство Российской Федерации, возникли обстоятельства, не зависящие от сторон и влекущие невозможность его исполнить. Можно изменить срок исполнения контракта, и (или) его цену, и (или) цену единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ), размер аванса (если контрактом предусмотрена его выплата). Для изменения размера аванса не нужно письменное обоснование, основанное на решении Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (при закупках для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно) (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако эта норма не применяется к закупкам, осуществляемым на основании части 4.1 статьи 15 данного Федерального закона (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2020 № 24-01-07/48634).

         При исполнении контракта его изменение возможно в случаях: изменение существенных условий контракта в соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ; осуществление поставки товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (часть 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ). Является ли предлагаемый товар (работа, услуга) улучшенным по сравнению с предусмотренным в контракте, заказчик решает самостоятельно (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2019 № 24-03-07/97747);изменение сторон контракта (части 5, 6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

         При этом, если контракт заключен в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, входящих в специальные перечни, утверждаемые уполномоченными органами, то нужно учитывать особенности проведения закупок и исполнения контрактов, установленные частями 56 – 63 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Изменить существенные условия такого контракта на стадии его исполнения можно в случаях, указанных в части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Порядок изменения цены контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, утвержден Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (части 55, 59 статьи 112).

         Изменение сторонами условий контракта в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Если неправомерное изменение контракта повлекло дополнительное расходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ либо уменьшение количества поставляемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), действия виновных сторон образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32 КоАП РФ. В этом случае на должностное лицо, юридическое лицо может быть наложен административный штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств соответствующего бюджета или цены товаров (работ, услуг), количество (объем) которых было уменьшено.

Кроме того, дополнительное соглашение об изменении условий контракта, заключенное с нарушениями законодательства, может быть признано недействительной сделкой и расторгнуто в судебном порядке.

6. Прокурор Кольского района информирует об ответственности за нарушение законодательства о недропользовании.

         В соответствии со  ст. 23 Закона РФ № 2395-1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-I «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

         Согласно ст.11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

         Статьей 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

         Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

         Статьей 49 Закона РФ «О недрах» установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный ими вред.

         Статьей 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения при использовании недр.

         Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ).

         Вместе с тем, ст.ст. 171 и 255 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушения законодательства о недропользовании:

         Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

         7. Прокурор Кольского района информирует об установлении ответственности за гибель животных в результате ДТП.

         Согласно ст. 28 Закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных средств.

Кроме того, ст. 56 Закона «О животном мире» предусмотрено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытком, в том числе упущенной выгоды.

         В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

         Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

         Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

         В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

         8. Прокурор Кольского района информирует о правилах признания гражданина безвестно отсутствующим.

         Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

         Заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается указанное заявление. Заинтересованными лицами могут быть, например, супруги безвестно отсутствующего, лица, находившиеся на его иждивении.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим необходимо указать для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие лица.

         Дела о признании лица безвестно отсутствующим рассматриваются районными судами по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица в порядке особого производства.

         Указанная категория дел рассматривается с обязательным участием прокурора.

         Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы безвестно отсутствующего, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

         Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

         Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет:

         1) передачу имущества безвестно отсутствующего гражданина лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им;

         2) снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства;

         3) расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению супруга безвестно отсутствующего независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;

         4) возможность усыновления ребенка безвестно отсутствующего без согласия последнего;

         5) прекращение действия трудового договора с безвестно отсутствующим;

         6) возникновение у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего – кормильца права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций.

         9. Прокурор Кольского района информирует об обязанности  работодателя вносить сведения в трудовую книжку осужденного, лишенного права занимать определенные должности.

         Федеральным законом от 31.07.2020 № 268-ФЗ внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, согласно которым часть 2 статьи 34 УИК РФ дополнена пунктом «г», согласно которому, если лицо осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то на организацию, в которой работает осужденный возлагается обязанность в случае увольнения такого осужденного работника из организации, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку (при наличии) запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

         Обязанность по внесению сведения о его трудовой деятельности в трудовую книжку осужденного возложена на администрацию организации, в которой работает осужденный.

         Ранее на администрацию организации, в которой работал осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагались только обязанности не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания, а также в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

         10. Прокурор Кольского района информирует об установлении особенностей исполнения и расторжения в 2020 и 2021 годах договоров о реализации туристических услуг.

         Постановлением Правительства Российской Федерации 20.07.2020 № 1073 определены основания, порядок, сроки и условия возврата туристам (иным заказчикам) туристического продукта уплаченных денежных сумм или предоставление равнозначных услуг.

         Установлено, что туроператор при исполнении в 2020 и 2021 годах договора обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором (равнозначного туристского продукта) в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря 2021 г.         По соглашению сторон потребительские свойства равнозначного туристического продукта могут быть изменены.

         В случае расторжения договора по требованию заказчика туроператор возвращает уплаченные денежные суммы, но не позднее 31 декабря 2021 года, кроме случаев, предусмотренных положением, а именно по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, – в этом случае туроператор обязан возвратить денежные средства в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.

         Также установлено, что при расторжении договора по требованию заказчика туроператор, возвращая уплаченные денежные суммы заказчику, обязан уплатить проценты за пользование денежными средствами.

 11. Прокурор Кольского района информирует о новых правилах противопожарного режима

         Новые правила начнут действовать уже с 2021 года. В основном они не сильно отличаются от текущих, однако есть ряд изменений, к которым нужно подготовиться. Появились и новые разделы правил, например о том, как продавать и применять пиротехнику.

         Правила дополнены разделами:

         – применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения;

         – применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;

         – порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

         В инструкцию о мерах пожарной безопасности и фиксации проверок дополнительно потребуется включить информацию:

         – порядок содержания путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю и т.д.);

         – обязанности и действия работников при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.);

         – сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.

Новые правила предусматривают ведение журнала эксплуатации систем          противопожарной защиты. Большинство проверочных мероприятий, которые сейчас требуют составления акта или протокола, придется дополнительно фиксировать в этом журнале.

         Средства противопожарной защиты.

         После окончания гарантированного срока эксплуатации покрытия можно не проводить повторную огнезащитную обработку, а провести испытания или обосновать расчетно-аналитическими методами, что обработанные конструкции и оборудование отвечают требованиям пожарной безопасности.

Правообладатель объекта защиты должен ежегодно и вплоть до замены проводить испытания средств пожарной безопасности и пожаротушения, отслуживших свой срок, если изготовитель не сообщил о возможности дальнейшего использования таких средств.

         Указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения должны иметь светоотражающую поверхность либо снабжаться электричеством и работать как минимум в ночное время.

         Поменяются нормы обеспечения огнетушителями. Так, помещения категорий А, Б, В1–В4, в которых может возникнуть пожар класса Е, потребуется обеспечить устройствами с рангом тушения (55В, С, Е). Все огнетушители должны быть безопасны для людей и имущества.

         Передвижными огнетушителями не потребуется оснащать здания и сооружения категории Д.

         Огнетушители должны крепиться на высоте не более 1,5 метров до верха их корпуса. Текущие правила не уточняют, как считается это расстояние.

Раз в год нужно будет проверять целостность покрывал для изоляции очага возгорания и делать об этом отметку в журнале.

         Использование подвальных и цокольных этажей

         Запрещено использовать подвальные и цокольные этажи для следующих целей:

         – размещение производственных участков и мастерских;

         – хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов;

         – организация детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий). Исключение — случай, когда такое размещение предусмотрено проектной документацией.

         Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введут для чердачных помещений и технических этажей.

         Объекты с массовым пребыванием людей

         Если нет норматива, определяющего максимально допустимое количество людей в помещении, нужно исходить из расчета не более 1 человека на 1 кв. м.

        

         На учениях придется отрабатывать эвакуацию не только персонала, но и посетителей.

         Объекты с массовым пребыванием людей должны оснащаться ручными электрическими фонарями, а также СИЗ органов дыхания и зрения по тем же нормативам, что и объекты с круглосуточным пребыванием людей, — не менее 1 фонаря и 1 СИЗ на одного дежурного. Целостность СИЗ должна проверяться ежегодно.

         Котельные, встроенные в здания объектов с массовым пребыванием людей или пристроенные к таким зданиям, не допускается переводить с твердого топлива на жидкое или газообразное.

         Нельзя отключать системы противопожарной защиты для обслуживания или ремонта, если в то же время проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей.

         Организации торговли

         Организации торговли могут размещать торговые и игровые автоматы на путях эвакуации, если при этом не уменьшается нормативная ширина таких путей.

         Медицинские организации

         Каждый работник дежурной смены должен иметь СИЗ дыхания и зрения.

Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а ширина центрального основного прохода — не менее 1,2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные пути и выходы, уменьшая ширину путей эвакуации.

         В палатах нельзя группировать более двух кроватей.

         АЗС

         В новых правилах есть нюансы противопожарного режима на автоматических (безоператорных) АЗС. Установлено, что на таких АЗС мероприятия, которые проводятся при возникновении пожароопасной ситуации или пожара, должны осуществляться в автоматическом режиме или дистанционно.

         На всех АЗС запрещается заправлять топливо в канистры и другую тару, в процессе наполнения которой может возникнуть искра.

         Строительные работы

         У въезда на территорию стройплощадок должны размещаться схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

         По окончании рабочей смены запрещено оставлять внутри зданий или на их покрытиях горючий утеплитель, несмонтированные панели, содержащие такой утеплитель, кровельные рулонные материалы.

         Огневые работы

         За местом, где завершились огневые работы, должно быть обеспечено не менее чем четырехчасовое наблюдение.

Формы нарядов-допусков на выполнение огневых работ организации будут разрабатывать сами. В новых правилах нет обязательной формы, но есть перечень обязательных реквизитов. Наряд-допуск может быть оформлен и зарегистрирован в электронном виде.


2) Прокурор Кольского района информирует о том, что с 30 октября

         В заведениях общепита запретят курить кальяны и использовать никотинсодержащую продукцию

         За нарушение запрета гражданам будет грозить штраф от 500 руб. до 1500 руб. Однако действовать в отношении курильщиков кальянов и потребителей никотинсодержащей продукции он начнет лишь с 28 января 2021 года.

        

         12. Прокурор Кольского района информирует о том, что опубликовало постановление о продлении моратория на банкротство

         Постановление правительства вступило в силу 7октября и действует три месяца.

         Мораторий распространяется на организации и ИП, чей основной вид деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года входит в перечень пострадавших отраслей.

         Системообразующие и стратегические предприятия, не включенные в указанный перечень, мораторий не затрагивает.

         Организации и ИП могут отказаться от применения к ним моратория, подав заявление в ЕФРСБ. Отказ может понадобиться, чтобы, к примеру, выплатить дивиденды и распределить прибыль между участниками. Мораторий не позволяет это сделать.

 

 

         13. Прокурор Кольского района разъясняет процедуру взыскания алиментов на обеспечение ребенка жильем.

         В 2020 г. вступили в силу поправки в Семейный кодекс Российской Федерации, обязывающие родителя, живущего отдельно от ребенка, обеспечивать его не только алиментами, но и жильем.

         Статьей 86 Семейного кодекса Российской Федерации гарантируется привлечение того из родителей, с кем ребенок совместно не проживает, к участию в несении дополнительных расходов (расходы в связи с болезнями, увечьями, требуемым уходом и другие).

         Благодаря принятым изменениям, каждый из родителей может быть привлечен к участию в несении дополнительных расходов, в том числе на обеспечение ребенка жильем. Таким образом, список оснований, по которым можно взыскать дополнительные расходы на детей, расширился.

         Есть два способа, как получить компенсацию за жилье для ребенка:

         – заключить соглашение. Оно должно быть письменным и нотариальным. Даже если родитель потом передумает, соглашение имеет силу исполнительного листа, а расторгнуть его в одностороннем порядке нельзя – только через суд.

         – обратиться в суд. Иск подают в районный суд по месту жительства ответчика или истца. Можно требовать ежемесячную сумму, однократный платеж или возмещение будущих расходов.

         Родитель, который претендует на такую выплату, должен собрать доказательства того, что действительно находится в трудной жизненной ситуации и не в состоянии платить за жилье.

         В суде истцу необходимо представить доказательства, что у него отсутствует в собственности жилье, пригодное для проживания ребенка, а также договор аренды на квартиру или ипотечный договор

 

         14. Прокурор Кольского района информирует о том, что начисление управляющей компанией долга за содержание квартиры, который остался от предыдущего владельца, незаконно.

         В таком случае начисление долга, образовавшегося и не уплаченного предыдущим владельцем, является неправомерным.

         Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такое требование содержится в ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ.

         В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

         В силу ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

         Согласно ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

 

         15. Прокурор Кольского района информирует об ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

         В последние годы в обществе растет тенденция к здоровому образу жизни и уменьшению потребления алкоголя. Но не для всей молодежи отдых ассоциируется со спортивными, культурными мероприятиями и здоровыми увлечениями. Часть воспринимает досуг как веселье в сопровождении спиртного. Употребление алкогольной продукции несовершеннолетними снижает их интеллектуальные способности, вредит здоровью, однако по-прежнему продолжают выявляться случаи продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, что является грубым нарушением действующего законодательства.

         Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции предусмотрено наказание в виде штрафа: гражданину в размере от 30 до 50 тыс. рублей; должностному лицу от 100 до 200 тыс. рублей; юридическому лицу от 300 до 500 тыс. рублей.

         При этом в случае повторного факта продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции наступает уголовная ответственность по статье 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание от штрафа в 50 тыс. рублей до 1 года исправительных работ.

         В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, продавец вправе требовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст (паспорт, в т.ч. заграничный, временное удостоверение личности, военный билет, водительское удостоверение и т.п.). Данное право закреплено в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

 

         16. Прокурор Кольского района информирует о случаях изменения условий муниципального контракта.

         По общему правилу изменять условия контракта при его заключении и исполнении недопустимо (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, установленные в статьях 34 и 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

         Действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ расширен перечень случаев, когда допускается по соглашению сторон изменять существенные условия государственных и муниципальных контрактов при их исполнении.

         Так, в 2020 году по соглашению сторон возможно изменить контракт, если в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в случаях, которые устанавливает Правительство Российской Федерации, возникли обстоятельства, не зависящие от сторон и влекущие невозможность его исполнить. Можно изменить срок исполнения контракта, и (или) его цену, и (или) цену единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ), размер аванса (если контрактом предусмотрена его выплата). Для изменения размера аванса не нужно письменное обоснование, основанное на решении Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (при закупках для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно) (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако эта норма не применяется к закупкам, осуществляемым на основании части 4.1 статьи 15 данного Федерального закона (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2020 № 24-01-07/48634).

         При исполнении контракта его изменение возможно в случаях: изменение существенных условий контракта в соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ; осуществление поставки товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (часть 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ). Является ли предлагаемый товар (работа, услуга) улучшенным по сравнению с предусмотренным в контракте, заказчик решает самостоятельно (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2019 № 24-03-07/97747);изменение сторон контракта (части 5, 6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

         При этом, если контракт заключен в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, входящих в специальные перечни, утверждаемые уполномоченными органами, то нужно учитывать особенности проведения закупок и исполнения контрактов, установленные частями 56 – 63 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Изменить существенные условия такого контракта на стадии его исполнения можно в случаях, указанных в части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Порядок изменения цены контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, утвержден Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (части 55, 59 статьи 112).

         Изменение сторонами условий контракта в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Если неправомерное изменение контракта повлекло дополнительное расходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ либо уменьшение количества поставляемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), действия виновных сторон образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32 КоАП РФ. В этом случае на должностное лицо, юридическое лицо может быть наложен административный штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств соответствующего бюджета или цены товаров (работ, услуг), количество (объем) которых было уменьшено.

         Кроме того, дополнительное соглашение об изменении условий контракта, заключенное с нарушениями законодательства, может быть признано недействительной сделкой и расторгнуто в судебном порядке.